В буддизме девяти ступеням развития шаматхи соответствует термин дхьяны, в узком смысле означающий этапы сосредоточения рассеянной мысли и ее направления вовнутрь.
Выделяют две группы ступеней дхьяны:
- 4 образные – рупа с сохранением когнитивных мыслительных образов.
- 5 безобразных (с ударением на о) – арупа, при которых имеет место поглощение когнитивного состояния некогнитивным осознанием тонкого нематериального мира.
Последовательность дхьян выглядит таким образом:
- 1-я ступень состоит из появления объекта в сознании, его фиксации и развития наблюдения за ним. При этом избавляются от любых осознанных и неосознанных негативных чувств, препятствующих концентрированию – желаний, заблуждений, сомнений, зависти, апатии, недобрых намерений. На ней дхьяна вызывает восторженные и радостные ощущения.
- 2-я ступень сопровождается развитием и углублением сосредоточенности на объекте, ослаблением привязки к рациональному мышлению. Приводит к стабилизации объекта в сознании и также сопровождается радостью и восторгом.
- 3-я дхьяна – это нахождение в сосредоточенном состоянии с меньшим эмоциональным ответом, когда восторг переходит в тихую радость.
- 4-я дхьяна – полное отрешение от сенсорного восприятия, отчуждение адепта как от страдания, так и от удовольствия. Вызывает состояние ясности сознания, готовности к принятию и осознанию випашьяны.
Следующие 5 стадий постигаемы только подготовленным разумом, находящимся в преддверии открытия дверей освобождающегося сознания. Даже их названия предполагают нахождение в мире тонких материй бесконечных пространства и восприятия, пустоты, не дифференцирующего сознания и прекращения волнений частиц дхармы.
Каждый ищет свой путь достижения просветления. Только индивидуальный опыт проб и ошибок способен полностью освободить разум для познания Истины во всем ее величии и бесконечности.
Личная практика шаматхи может быть основана на таком объекте сосредоточения, как дыхание. Это наиболее доступный и простой путь прохождения всех стадий шаматхи. Для удобства практики весь процесс медитации можно разделить на три основных этапа, именуемых гонгами:
- 1-й гонг – подготовка на уровне тела, речи, сознания. Цель – сделать адепта более восприимчивым к медитации, ослабить его тревожность и волнение. На телесном уровне принимают любую сидячую позу с выпрямленной спиной. Лучше всего подойдет поза лотос, но можно медитировать и сидя на стуле, позволяя расслабленному телу как бы висеть на прямом позвоночнике.
На речевом уровне проводят дыхательные упражнения, зажимая левой рукой левую ноздрю и вдыхая через правую, а выдыхая через левую при зажатой правой рукой правой ноздре. Затем все повторяют еще 2 раза, меняя очередность ноздрей. После этого делают по 3 вдоха и выдоха обеими ноздрями с небольшой задержкой дыхания. Эти упражнения очистят застоявшийся в легких воздух и сконцентрируют внимание на дыхании. Ум настраиваем на хорошие благие намерения и получение полезных результатов от медитации.
- 2-й гонг знаменует собственно практику Шаматхи, во время которой также внимание концентрируется на дыхании. Сначала сосредотачиваются на выдохе, который должен быть плавным, мягким и по возможности полным. Затем в таком же темпе вдыхают. Внимательно наблюдают за движением живота, стараясь в основном дышать с помощью диафрагмы. При вдохе он плавно поднимается, а при выдохе опускается.
При проблемах с дыханием следует внимательно отслеживать свое состояние, чтобы не спровоцировать, например, приступ бронхиальной астмы. Область концентрации на животе находится на два пальца выше и ниже пупка. После нескольких пробных циклов дыхания (вдох и выдох), начинают их отсчет. При счете дышим естественно, не прилагая усилий и не пытаясь контролировать процесс дыхания.
Просто считаем, начиная с 1. Можно считать до 7 с последующим возвратом к 1, можно вести счет по 10 циклов, некоторые инструкторы рекомендуют 3 раза отсчитать по 7, а затем до 21. Не следует паниковать, если какая-то неугомонная мысль сбила вас со счета – просто начните его сначала от 1. Что делать при этом с мыслью? Отпустите ее с благодарностью за то, что ваш ум способен заметить отвлечение.
- 3-й гонг – завершение медитации потягиванием и закреплением полученного опыта в повседневной жизни.
Что важно для успешной и результативной медитации шаматхи?
Для подготовки и проведения медитации следует обращать внимание на такие детали:
- Выбор правильного места. Это не должна быть кровать, лучше всего подойдет место в углу помещения. Его следует «застолбить» с помощью подушки для медитации.
- Для создания соответствующей атмосферы в комнате должен быть какой-то символ Будды, но только не его отдельная голова. Можно использовать свечу или цветок.
- Время длительности каждого сеанса медитации также имеет большое значение. Утром медитируют 30-40 минут, а перед сном 15 минут.
- Избегайте перенапряжения при концентрации внимания, иначе возможны срывы или даже галлюцинации. Струны не стоит чересчур натягивать, но и слишком ослаблять их также не следует, иначе инструмент не зазвучит во всей своей красе и благозвучии.
- Не пренебрегайте правильным питанием, отдыхом и полноценным сном. Ведь медитация требует определенных затрат энергетических ресурсов, поэтому их нужно своевременно и качественно восполнять.
Не следует слишком эмоционально переживать полученный удачный или неудачный опыт медитации. Просто не теряйте вдохновение, предвкушайте следующий сеанс и с любопытством ожидайте от него новых открытий.
Каждые два месяца желательно совершать одно- или двухдневный ретрит (удаление от социума), во время которого вас никто и ничто не будет отвлекать от погружения впрактику шаматха.
Комментариев нет:
Отправить комментарий